Рекомендуем Вам зарегистрироваться, чтобы получить полный доступ к форуму. После регистрации Вам будет разрешено создавать топики, писать сообщения, загружать и просматривать фотографии, оценивать посты других форумчан, управлять собственным профилем на форуме и многое другое. Личные сообщения доступны после 50 оставленных на форуме сообщений . Полный доступ к разделу "Химия" так же доступен после 50 сообщений. Если у Вас уже есть аккаунт, войдите здесь, либо зарегистрируйтесь!
Силовая подготовка школьников
#1
Отправлено 15 апреля 2011 - 08:30
С какого возраста можно начинать развивать силу у школьников? Что использовать в качестве отягощения? Как спланировать физическую нагрузку, чтобы не только не навредить школьнику, но и, наоборот, выработать у него потребность регулярно заниматься силовыми упражнениями? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Силовая подготовка школьников 10–17 лет
В настоящее время, несмотря на огромную популярность атлетической гимнастики, весьма остро ощущается недостаток научно-методической литературы, посвященной вопросам планирования силовой подготовки школьников разного возраста.
Силовая подготовка, спланированная с учетом возрастных физиологических особенностей, благотворно влияет на развитие всех функциональных систем организма, и ей следует уделять внимание уже в детском и подростковом возрасте.
Особенности возраста
Несмотря на то, что наибольший прирост силы достигается путем применения упражнений с весом, равным 80–90% от максимального результата, на начальном этапе силовой подготовки больший эффект в воспитании силы достигается в результате применения упражнений с малым весом (30–40% от максимального). По мере роста тренированности эффект от выполнения упражнений понижается при подъеме малого веса и вновь возрастает при подъеме среднего веса, примерно 60–70% от максимального.
Применение тренажеров как средства интенсивного развития различных мышечных групп можно рассматривать как одно из эффективных средств, которое необходимо использовать при силовой подготовке школьников 10–17 лет, так как именно локальные, изолированные упражнения наиболее соответствуют особенностям развития детского организма в этом возрасте.
Силовая подготовка школьников в этот период должна осуществляться в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. Поэтому при ее организации целесообразно руководствоваться как общими принципами обучения, так и принципами, соответствующими спортивной тренировке как особой форме воспитания с присущими ей специфическими закономерностями.
В начале каждого занятия должна проводиться разминка – комплекс специально подобранных физических упражнений. Основная часть тренировочного занятия должна отводиться освоению и совершенствованию техники специально-вспомогательных упражнений, а также выполнению комплексов упражнений, направленных на развитие различных мышечных групп.
При этом основное внимание на начальном этапе силовой подготовки школьников в первые два года необходимо уделять технически правильному выполнению упражнений с отягощениями, а не их результату.
В последние годы некоторыми специалистами проводились комплексные исследования по организации и планированию силовой подготовки школьников (С.В. Новаковский, 2003). Анализ этих исследований и полученные экспериментальные данные позволяют сделать некоторые выводы:
– силовая подготовка школьников дает наиболее выраженный прирост возможностей в 12–14 и 16–17 лет. В меньшей степени она оказывает влияние в младшем школьном возрасте;
– различные тренировочные воздействия не оказывают существенного влияния на силовые качества школьников 10–17 лет;
– специализированная силовая подготовка в 10–17-летнем возрасте не приводит к каким-либо существенным отличительным изменениям в физическом развитии школьников;
– силовая подготовка, спланированная с учетом возрастных особенностей развития, способствует интенсивному развитию всех функциональных систем и благоприятно сказывается на развитии различных сторон моторики школьников 10–17 лет.
Анализ результатов исследований специалистов и полученные экспериментальные данные позволяют предложить примерную программу силовой подготовки школьников 10–17 лет, состоящую из трех основных этапов.
Первый этап
Развитие интереса к силовой подготовке (4–5-е классы)
Цели: освоение техники выполнения силовых упражнений без отягощений и с облегчёнными отягощениями; ознакомление с упражнениями статического, динамического и изокинетического характера.
Задачи: постепенное приобщение школьников к тренировочным занятиям силовой направленности, к выполнению силовых упражнений с облегченными отягощениями; обучение школьников технике выполнения упражнений с отягощениями статического, динамического характера и в изокинетическом режиме, основам построения учебно-тренировочного занятия – правильному проведению общей и специальной разминки, сочетанию упражнений силовой направленности и на гибкость; ознакомление школьников с техникой безопасности при работе с отягощениями.
Количество тренировочных занятий в неделю: 1–2.
Продолжительность занятия: 40–50 мин.
Средства тренировки: силовые упражнения без отягощений, с гантелями и облегченной штангой; упражнения статического, динамического характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с облегченными отягощениями; упражнения на тренажерах.
Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.
Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического характера – 5–6; в упражнениях изометрического характера – 10–15 сек.
Количество подходов: 3–5.
Вес отягощения: на первом году силовой подготовки используются в основном упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями, далее в качестве основных, используются отягощения, не превышающие 30–50% веса тела.
Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП): 40 к 60.
Количество контрольных испытаний: 1–2 раза в течение четверти.
Второй этап
Развитие потребности в силовой подготовке (6–8-е классы)
Цели: повышение уровня физической подготовленности школьников на основе применения интегральных методов развития силы; использование в учебно-тренировочном процессе интенсивных методов воспитания силы.
Задачи: всесторонняя силовая подготовка; повышение функциональных возможностей организма; закрепление и совершенствование техники выполнения специально-вспомогательных и соревновательных упражнений с отягощениями; выполнение разрядных нормативов в силовых видах спорта; участие в соревнованиях по силовым видам спорта.
Количество тренировочных занятий в неделю: 2.
Продолжительность занятия: 50–70 мин.
Средства тренировки: силовые упражнения с гантелями, штангой и на тренажерах; упражнения статического, динамического, смешанного характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с отягощениями.
Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.
Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического характера – в течение 4–6 сек.; в упражнениях изометрического характера – в течение 12–15 сек.
Количество подходов: 4–5.
Вес отягощения: в 6-м классе – 30–50% от максимального; в 7–8-х классах – 40–70% от максимального.
Соотношение средств ОФП и СФП: в 6-м классе – 40 к 60; в 7–8-х классах – 30 к 70.
Количество контрольных испытаний: 1 раз в 4–5 недель.
Третий этап
Развитие потребности в интенсивной силовой подготовке (9–11-е классы)
Цель: развитие и совершенствование силовых возможностей школьников с целью получения спортивного разряда в силовых видах спорта (от юношеского до II разряда).
Задачи: более выраженная силовая подготовка; повышение общей физической подготовки; совершенствование техники выполнения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений в силовых видах спорта; выполнение разрядных нормативов в силовых видах спорта; участие в соревнованиях по силовым видам спорта.
Количество тренировочных занятий в неделю: 2–3.
Продолжительность занятия: 70–90 мин.
Средства тренировки: силовые упражнения с гантелями, штангой и на тренажерах; упражнения статического, динамического, смешанного характера и в изокинетическом режиме локального воздействия с отягощениями.
Методы тренировки: плиометрический, миометрический, изометрический и изокинетический.
Количество повторений в подходе: в упражнениях динамического и изометрического характера – 5–10; в упражнениях характера – 10–15 сек.
Количество подходов: 4–5.
Вес отягощения: в 9-м классе – 40–70% от максимального; в 10–11-м классах – 50–80% от максимального.
Соотношение средств ОФП и СФП: 30–70.
Количество контрольных испытаний: по ОФП – 1 раз в месяц; по СФП – 1 раз в месяц.
Данная модель силовой подготовки может применяться как в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательной школе, так и в виде секционной работы с детьми 10–11, 13–14 и 15–16 лет.
Сергей ГУЗЬ, к.п.н.,
доцент кафедры теории методики физического воспитания и гимнастики
факультета физической культуры КГПУ,
г. Петрозаводск,
Республика Карелия
#12
Отправлено 29 августа 2011 - 12:18
И я, также как и многие, не согласен с чем то. Материалы выставляются не как руководство к действию, а всего лишь как информация к размышлению. Как возможность высказать свое мнение или поделиться опытом.
#14
Отправлено 15 декабря 2011 - 10:30
Мое мнение - как надо не любить своего ребенка... Чтобы реализовывать на неокрепшем и банально не созревшем организме (5 лет) свои комплексы и амбиции. В этом возрасте побольше игр, свежий воздух и посильная гимнастика. Все без фанатизма...
Когда прочитал - прям камень с души! У меня как раз сыну 5,5 лет. Только не давно пошли заниматься самбо. Он там пока в группе ОФП занимается. До результатов описанных во 2 посте Кирюше как до луны!!!!! Научился на одной ноге прыгать и кувыркаться. Наверное поздновато, но я его не тренировал пока не посмотрел, как с ребятами тренер занимается.
Теперь и дома занимаемся - все в виде игр и балагана всякого!!!
Сообщение изменено: Turkman76 (15 декабря 2011 - 10:37)
#16
Отправлено 03 мая 2013 - 01:32
Когда прочитал - прям камень с души! У меня как раз сыну 5,5 лет. Только не давно пошли заниматься самбо. Он там пока в группе ОФП занимается. До результатов описанных во 2 посте Кирюше как до луны!!!!! Научился на одной ноге прыгать и кувыркаться. Наверное поздновато, но я его не тренировал пока не посмотрел, как с ребятами тренер занимается.
Теперь и дома занимаемся - все в виде игр и балагана всякого!!!
Моему сыну 5 лет, тоже занимается самбо.
Дополнительно дом занимаемся с насыпными гирями и маленькой штангой ( чтобы "как у папы"). Занятия с отягощениями мотивируют ребенка ( считаем повторы, соревнуемся с вчерашними результатами)
Стратегические цели на год - развитие сердечной мышцы, увеличение жизненной емкости легких, расширение грудной клетки за счет связок и костяка: в этом возрасте сделать это куда как проще чем в более старшем.
Если здесь есть методисты по детскому спорту - прокомментируйте утренний комплекс занятий ( мальчик 5 лет, вес 22 кг):
1. Приседания со штангой 7 кг 15-20 раз ( раз в месяц добавляем по два блина по 250 грамм )
2. Жим штанги 7 кг 15-20 раз
3. Упражнения с гимнастической палкой на гибкость кистей ( для отдыха)
4. Рывок гири 5 кг по 10 раз
5. Отжимания 15 раз
Делает с удовольствием, приходится сдерживать от увеличения количества повторов
#17
Отправлено 05 мая 2013 - 02:43
SERG35, я бы не стал в таком возрасте давать нагрузки с компрессией позвоночника. Следовательно, рывок гири и приседания со штангой лишние. Я с 6-летним сыном дома делаю следующее: отжимания от пола 15 раз, подтягивания 8-10 раз (все повторения с моей помощью), стойка на руках у стены 50-60 секунд, приседания 50 раз, гиперэкстензии без веса 20 раз, скручивания на наклонной скамье на пресс - 10 раз. Обычно делаем 4 упражнения из этих 6 по 2 подхода, причем подтягивания и отжимания обязательно. Перед тренировкой разминка.
P.S. И да, сын тоже ходит на борьбу.
#21
Отправлено 09 мая 2013 - 10:49
Показал своему видео с Джулиано Строе - получилась отличная мотивация для освоения новых упражнений :-)
Теперь пытается повторить трюки с Ютуба
#24
Отправлено 12 декабря 2021 - 10:36
До настоящего времени в отечественной практике физического воспитания школьников не уделяется должного внимания совершенствованию их физических качеств. Ошибочно считается, что это происходит в процессе обучения двигательным навыкам, стоит лишь обеспечить высокую моторную плотность занятий. С данным подходом можно было мириться 15-20 лет тому назад, когда дети школьного возраста имели достаточную естественную двигательную активность. На школьном уроке их нужно было научить двигаться правильно, а в свободное время они «набирали» жизненно необходимый объем двигательной активности. В последние годы, когда очевидна двигательная пассивность (гипокинезия) школьников, ориентация учебных программ на обучение двигательным умениям и навыкам не может быть оправдана.
Круговые способы занятий - эффективная форма общей физической подготовленности.
Тренировка по круговому способу, т.е. КТ в прямом предназначении, предполагает целенаправленное воздействие на физические качества занимающихся при непременном укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это достигается оригинальным решением проблемы индивидуализации нагрузки в условиях школьного урока с помощью «максимального теста» и последующего расчета рабочей нагрузки для каждого ученика на отдельных «станциях». Обычно она составляет половину от максимума повторений. Именно эта величина является отправной для выбора режима КТ – по методам непрерывного, интервального экспрессивного или интервального, интенсивного упражнения.
#25
Отправлено 12 декабря 2021 - 11:19
circuit training - разновидность круговой тренировки.
#26
Отправлено 12 декабря 2021 - 11:24
#27
Отправлено 12 декабря 2021 - 11:28
#28
Отправлено 12 декабря 2021 - 11:35
#29
Отправлено 12 декабря 2021 - 11:37
0 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых