Доброго, тема интересная. Думаю, многие к подобному приходят.
1) Я считаю максимум до 10, ну может 11 , 12, далее -пятерками, тройками и даже двойками, особенно - когда количество повторов в упражнении идет к полтиннику и за него.
Здесь проблема, чтобы не запутаться)) Бывает.
2) В борьбе настраиваясь на тяжелую монотонную схватку, кручу в голове короткую личную поговорку, буквально 4 слова, такую "доминанту" личную, она для меня имеет смысл. Кто слышал про учение о доминате нашего гения Ухтомского. То же самое, при тяжелой монотонной физической работе ( копка, рубка, переноска и т.д. ), когда объем огромен ( отсюда и до обеда). Главное отключить рациональную сторону "головы", тогда КПД будет выше. Как в Брате 2 Балабанова, Багров под стишок примитивный поднимался по пожарной лестнице небоскреба.
3) Ну и правильно работать с темпом.
А касаемо счета,
лет 15 назад нашел заметку Шикунова Алексея - Тамбовской школы гиревого спорта.
см. п 2.3 - про тоже. Со временем все приходят к похожим вещам, на практике.
Шикунов Алексей "Методы формирования психической устойчивости у гиревиков"
Гиревой спорт является, пожалуй, единственным видом спорта, позволяющим развить фантастическую силовую и общую выносливость при помощи свободных отягощений (гирь).
Для преодоления нарастающего физического утомления во время выполнения соревновательных упражнений гиревику необходимо совершать над собой «волевые действия» определённого типа – они не должны быть слишком импульсивными, так как гиревик должен «отработать» всё отпущенное для выполнения упражнения время (10 минут), но и не должны быть слишком «мягкими», так как вес отягощения в гиревом двоеборье довольно велик и для длительной работы с ним нужны чуть ли не ежесекундные «психологические установки».
В группах спортивного совершенствования ДЮСШ № 3 города Тамбова (отделение гиревого спорта) был проведён педагогический эксперимент по внедрению различных психологических методик для формирования психологической устойчивости гиревиков. В эксперименте участвовало 12 человек, возраст которых был от 14 до 21 года, а спортивная подготовка – на уровне КМС. Сразу хочется сказать, что использованные методики отразились на дальнейшем росте спортивных результатов самым положительным образом, поэтому они могут быть использованы в тренировках гиревиков повсеместно.
Методы формирования психологической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам в гиревом спорте:
1. Методы физического воздействия на гиревика:
1.1 В перерывах между подходами при выполнении изометрических и динамических упражнений создаются условия затруднённого кровотока (упор тренируемой частью тела в выступающий предмет; полное сгибание тренируемых конечностей в суставах и удержание их в таком положении с целью затруднения кровообращения и создания в мышцах условий гипоксии).
1.2 Соревновательный метод. Он заключается в организации на определённых этапах подготовки гиревиков таких «нестандартных» форм проведения соревнований, как гиревой поединок (спортсмены стоят друг против друга и, выполняя толчок или рывок, подстраиваются под темп друг друга; один гиревик назначается ведущим поединок, а другой – ведомым; через минуту происходит смена ролей – и так до окончания 10 минут; ведущий поединок выполняет упражнение в том темпе, в каком захочет, а ведомый обязан подстраиваться под его темп с отставанием не более 3 секунд) и силовая эстафета.
1.3 Варьирование тренировки по следующему принципу: на одних тренировках главной задачей ставится удержание темпа в определённом промежутке времени, а на других – выполнение заданного (весьма большого) количества подъёмов без учёта времени.
1.4 Метод «преодоления дистанции» – выполнение упражнения (например, рывка) с одновременным продвижением вперёд с заданным темпом. Главная цель здесь – достичь конца дистанции, а не выполнить определённое число повторений.
2. Методы психологического воздействия на гиревика:
2.1 Активная голосовая поддержка и жестикуляция тренера и товарищей по команде. Выкрикивание на соревнованиях и тренировках возгласов типа «Держись!», «Давай, давай!», «Терпеть!», «Ты можешь!», «Не время умирать – всё в команду, всё в команду!» и т.д.
2.2 Формирование у гиревика во время выполнения соревновательного упражнения мысленного представления о том, что данный момент неповторим и что ощущения, испытываемые сейчас, в некотором роде единственны, поэтому стоит заставить себя пережить данный момент с удовольствием, получив от него массу положительных впечатлений.
2.3 Мысленное «разбиение» нужного количества подъёмов во время выполнения толчка или рывка гири на несколько «частей». Например, 100 подъёмов можно разбить на 4 по 25, а последние 25 – ещё на 5 по 5. Такое мысленное «разбиение» весьма положительно отражается на спортивном результате, так как удержание в сознании больших чисел – весьма тяжкое испытание для психики, а движение к намеченной цели «мелкими шагами» снимает психологическое напряжение.
2.4 При удержании гирь в верхнем положении для более чёткой фиксации можно проговаривать мысленно наименование какого-либо длинного имени числительного, например, «сто двадцать два».
2.5 «Отвлекающий метод» при удержании статических поз и при выполнении других изометрических упражнений. Он заключается в том, что упражнение выполняется под музыку и сигналом к окончанию упражнения служит окончание музыкальной композиции.
2.6 Изменение веса гирь (путём засыпки внутрь свинцовой дроби) без уведомления спортсмена.
2.7 Доверительная, спокойная беседа тренера с воспитанником, ставящая целью убеждение его в том, что он действительно силён и сможет выполнить поставленную задачу.
2.8 Умышленное (со стороны тренера) неправильное ведение счёта количества подъёмов гирь в высокоинтенсивных подходах и в «прикидках».
2.9 Использование на тренировках различного шумового сопровождения, например, записанной на магнитную ленту «акустической атмосферы» соревнований, что будет способствовать формированию адаптационных психологических реакций в условиях смоделированной стрессовой ситуации («атмосфера» соревнований).
Шикунов Алексей